суббота, 25 апреля 2009 г.

ALT Linux

Когда пишешь под Linux во фрилансе, понимаешь насколько велик выбор современных дистрибутивов и технологий, используемых в них. Недавно мне понадобилось познакомиться с отечественным дистрибутивом ALT Linux. Этот пост посвещён данному знакомству.

Первое знакомство.

Первое знакомство с linux дистрибутивами для меня начинается всегда с сайта компании-создателя и со страницы загрузки. Итак, как я уже сказал, дистрибутив разрабатывается и сопровождается отечественной компанией. Честно говоря, я очень долго искал страницу загрузки с которой я смог бы скачать серверную версию дистрибутива. Основной упор сайта сделан на интернет магазине, который во всю предлагает купить диски с дистрибутивами (компания имеет несколько закрытых офисных дистрибутивов), поддержку и некоторую документация. Тут надо отметить, что основным поводом для перехода на такой дистрибутив является именно наличие русскоязычной технической поддержки. Так же считается, что эти дистрибутивы больше адаптированы под "российские реалии", но, если честно, я не понимаю, чем эти "российские реалии" в IT сфере отличаются от "нероссийских". Дизаин сайта в целом мне понравился. Всё сделано достаточно гладко и не раздражает глаз.

Установка

Установку дистрибутива я проводил на виртуальную машину vmWare. Ресурсы были выделены стандартные (только диск пришлось поменять на 8Гб SCSI). Первым я устанавливал поставку Server 4.0.

ALT Linux server

Загрузчик диска встечает графическим меню, предлагающим загрузиться с HDD, либо поставить  ОС. Сама установка проходит с помощью руссифицированного графического интерфейса. Стоит отметить, что в процессе установки нельзя выбрать необходимые пакеты. Есть всего лишь три варианта установки, которые отличаются местом, занятым впоследствии на диске. Полную информацию о пакетах, которые будут установлены в том или ином варианте установщик не даёт. В самом конце предлагается отметить роли для сервера. В процессе установки спрашивается пароль для root и создаётся один системный пользователь.

Установленная система встречает нас консолью (честно говоря, после такого графического инсталлятора, начинаешь думать, что они даже в сервер графическую оболочку запихнули). Начальный осмотр показал, что в арсенале консольных средств есть интерпретатор BASH, редактор VIM. Консоль поддерживает цвета, и раскрашивает вывод в большинстве стандартных команд таких как ls. К моему удивлению, сервер не содержал никаких средств сборки пакетов. Не был установлен даже make.

Вдоволь наигравшись с сервером я поставил Desktop версию дистрибутива.

ALT Linux Desktop

В целом установка десктоп версии похожа на серверную. Такая же нулевая возможность выбора. Однако, в отличие от сервера, установщик не заметил виртуального диска. Пришлось создавать новый IDE винт и ставить на него. Также после установки были проблемы с сетью. (Решить данные проблемы помогла опция использовать сетевые настройки KDE). Также при установке создаётся root и системный пользователь.

После установки наш встречает окошка входа KDE, которое не позволяет зайти под root'ом. Системный пользователь имеет гораздо меньше прав и не состоят в sudousers. Эксплуатация системы чем-то напоминает Ubuntu. Также есть круг очерченный пользователю. Для действий, связанных с функционированием системы, необходимо ввести пароль (тут, правда, root'a). 

Архитектура системы.

Менеджер пакетов.

В качестве менеджера пакетов используется старый добрый apt. В desktop версии в качестве фронтенда установлен synaptic (ещё одно сходство с ubuntu). В списке репозиториев обнаруживается огромное количество записей, но все они почему-то выключены. Единственный активный репозиториев - установочный диск. После активации нескольких записей (я активировал "родной сервер" и зеркало на Яндексе) количество пакетов серьёзно пополняется и apt начинает подтормаживать при поиске.

Особенно хочется отметить, что данная система использует одновременно и deb и rmp пакеты, поэтому проблем с поиском пакетом возникнуть не должно.

Alterator

Одной из фишек системы является своя собственная среда конфигурирования alterator. По своему предназначению она чем-то напоминает Yast или "Windows Control Panel", но одновременно имеет отличия. Система модульная. Если пакет имеет интерфейс для alterator'a, то он представляется в репозитории под именем alterator-<имя пакета>.

Alterator имеет несколько интерфейсов пользователя. Один из них - графическое окно, где ссылками обозначены установленные модули alterator. На мой вкус такой интерфейс - не самый хороший и красивый вариант. Количество систем, которыми можно управлять мало. Также, как мне показалось, проблемы с сетью после установки были связанны именно с конфликтом модуля сети alterator и модуля сети KDE.

Ещё одна фишка alterator - web интерфейс. Данная фишка была опробована в серверном дистрибутиве (включена в нём по умолчанию). Веб интерфейс после авторизации показывает основные данные о сервере (правда технических данных не много. На мой взгляд в системе не хватает графиков а-ля rrd-tools, хотя не исключаю, что такой модуль есть). Также веб интерфейс содержит оболочку над apt-get update. Данный функционал может помочь администратору и позволяет понизить технические навыки у персонала, следящим за сервером.

Итоги

Вот таким оказалось моё первое знакомство с ALT Linux. Короткое, но позволившее узнать основные черты дистрибутива. После знакомства я не нашёл у дистрибутива каких-либо возможностей, которые заставили бы меня сменить мой дистрибутив на этот, но огромных провалов, которые заставили бы перейти пользователя, начавшего использовать данный дистрибутив, на тот, который использую я тоже нет.

Из плюсов можно отметить отличную руссификацию, лёгкую инсталляцию, присутствие основных пакетов в базовой поставке. Из минусов - конфликты alterator с мастерами настройки KDE. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий